1. Журнал учёта работы объединения – основной учебный государственный финансовый документ. Ведение его обязательно для каждого педагога дополнительного образования.
2. Журнал рассчитан на учебный год.
3. Страницы журнала должны быть пронумерованы.
4. Содержание журнала:
· план работы объединения на год;
· календарный план работы на квартал ( месяц);
· общие сведения об учащихся (Ф.И.О., год вступления в объединение; год рождения, школа, класс, домашний адрес, телефон; сведения о родителях: Ф.И.О. отца, матери; место их работы, должность; дата и причина выбытия из объединения);
· учёт посещаемости занятий объединения (список учащихся, после каждого занятия записываются изученные темы, краткое её содержание, количество часов, подпись руководителя кружка);
· инструктаж по технике безопасности (вводный, повторный);
· учёт воспитательной работы (проведение политинформаций, бесед, тематических вечеров, выставок, конференций и т.д.);
· учёт общественно полезной работы объединения (изготовление учебно-наглядных пособий, социально значимая деятельность);
4. На титульном листе: полное наименование объединения, год занятий, полное название учреждения дополнительного образования, отдела; учебный год; Ф.И.О. педагога дополнительного образования.
5. Все записи в журнале ведутся аккуратно, чётко, регулярно, чернилами одного цвета.
В разделе «Учёт посещения занятий» педагог делает систематические записи. Фамилия и имя учащегося записывается полностью. Отсутствующих на занятиях детей, отмечает буквой «н», а при выбытии пишет «выбыл».
На правой стороне развёрнутой страницы журнала записывается тема занятия, его протяжённость (количество часов) и ставится подпись педагога.
В конце журнала педагог обязательно ведёт учёт воспитательной и массовой работы, общественно полезной деятельности. Инструктаж по технике безопасности проводится не реже 1-го раза в месяц.
В течение учебного года журнал хранится в специально оборудованном месте соответствующего учреждения.
Ежемесячно с 25 по 30 число текущего месяца педагог обязан сдавать журнал на проверку руководителю учреждения (завучу, методисту).
В конце учебного года журнал сдаётся администрации учреждения и хранится 5 лет.
Структура журнала учёта работы кружка
Журнал состоит из следующих разделов:
1. Требования к заполнению журнала учёта работы кружкового объединения.
2. План организационно-воспитательной работы, который, в свою очередь, делится на разделы:
- Цели и задачи
- Организационная работа
- Учебно-тематический план
- Воспитательная работа
- Связь с учебными заведениями, общественностью, родителями
- Методическая работа
3. Календарный план работы кружка
4. Сведения о членах кружка
5. Учёт посещения занятий
6. Содержание занятий, название темы
7 . Занятия по мерам безопасности
8. Замечания и предложения администрации по ведению журнала
Общие требования к ведению журнала
1. Журнал ведется на русском или белорусском языке.
2. Записи в журнале ведутся аккуратно (без исправлений корректором, заклеиваний, зачёркиваний), чернилами только одного цвета – синим или черным.
3. Страницы журнала нумеруются, начиная с первой страницы.
4. Не допускается вырывание страниц!
5. В журнале не делается никаких дополнительных пометок.
6. Внешний вид журнала должен быть эстетичным (наличие обложки обязательно).
Порядок заполнения разделов журнала
Каждый раздел журнала должен заполняться педагогомсоответствующими сведениями.
На обложке журнала указывается название кружка, название учреждения образования, а также учебный год (сентября по май месяцы включительно).
Титульный лист журнала заполняется в соответствии с имеющимися графами. Необходимо указать расписание занятий по дням недели. В графе «староста группы» указывается имя и фамилия члена группы, который был выбран коллективом и является помощником педагога в организации и проведении учебных занятий и мероприятий. В графе «руководитель» указывается фамилия, имя, отчество руководителя коллектива
На первом форзаце журнала излагаются Требования к заполнению журнала учета работы кружкового объединения. Педагог обязан ознакомиться с ними и поставить подпись и дату.
Со второй страницы журнала заполняются разделы плана работы.
План учебно-воспитательной работы
В разделе Цели и задачи коллектива, раскрываются основные образовательные, развивающие и воспитательные задачи, а также те цели, которые ставит педагог дополнительного образования на конкретный год.
В разделе Организационная работа руководителем намечаются мероприятия, способствующие успешной организации работы в коллективе, указываются сроки комплектования групп, дата проведения организационного собрания и т.д.
В разделе Учебно-тематический план педагог расписывает разделы программы, планирует количество часов на изучение данного раздела, общее количество часов делится на теорию и практику.
В разделе Воспитательная работа руководитель планирует проведение мероприятий, направленных на реализацию воспитательных задач. Это могут быть беседы, лекции, экскурсии, тематические развлекательные программы, традиции, которые будут поддерживаться в коллективе, встречи с интересными людьми и т.д. Здесь необходимо также предусмотреть участие в мероприятиях, которые организуются учреждением культуры и т.д.
Связь с учебными заведениями, общественностью, родителями. Раздел предусматривает взаимодействие с учебными заведениями (школа, классный руководитель, учителя-предметники и др.); взаимодействие с родителями: проведение собраний, совместных мероприятий, открытых занятий; взаимодействие со школами, учреждением дополнительного образования, предприятиями и т.д.
В разделе Методическая работа педагог дополнительного образования планирует мероприятия, способствующие повышению профессионального мастерства; участие в методических мероприятиях (семинарах, выставках, мастер-классах, совещаниях), собраниях и т.д.
К журналу прилагается программа кружка, которая состоит из следующих разделов: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, методический блок, финансирование программы, список использованной литературы.
Календарный план работы. Представляет собой перечень тем программы, содержания работы по каждой теме с указанием необходимого количества часов и конкретных дат проведения занятий по теме.
Календарный план работы составляется на основе учебно-тематического плана программы кружка. Календарный план может составляться на год с сентября по май включительно, четверть, месяц.
Если программа предусматривает несколько лет обучения, и руководитель коллектива, реализуя эту программу, комплектует группы первого, второго и последующих годов обучения, то календарный план работы необходимо разрабатывать отдельно для каждого года обучения.
Программы кружков вокального, хореографического и спортивного направлений имеют свои особенности (некоторые разделы программы могут изучаться в течение всего учебного года). Поэтому, педагогу необходимо определить, сколько часов в каждом месяце года он отведёт на эти разделы, и на основании этого составить календарный план.
Для того, чтобы грамотно составить календарный план работы кружка необходимо знать: продолжительность каждой учебной четверти, календарь каникул на учебный год, праздничные дни, считающиеся нерабочими. В праздничные и выходные дни, официально считающимися нерабочими, проведение занятий не планируется (1 января, 8 марта, 7 ноября и т.д.).
Сведения о членах кружка
Раздел заполняется по состоянию на 1 октября (вносятся все требуемые сведения). Педагог указывает фамилию, имя каждого кружковца, год рождения, дата вступления в кружок, название учебного заведения, в котором обучается, класс, домашний адрес и телефон, краткие сведения о родителях. В течение года сведения о кружковцах могут обновляться: дописываются вновь прибывшие, напротив выбывших членов кружка записывается дата и причина выбытия.
Учёт посещения занятий
На пятой странице указываются Фамилии, имена кружковцев, даты проводимых занятий (в соответствии с утвержденным руководителем учреждения расписанием). Так же заполняются стр. 7,9,11,13,15,17,19,21.
Заполнение раздела Содержание занятий, название темы (с 6-ой страницы)
Шестая страница – содержание работы кружка, которая заполняется соответственно – дата занятия, тема, количество отработанных часов, подпись руководителя. В случае, если коллектив работает с аккомпаниатором – количество отработанных часов и подпись аккомпаниатора. В данном разделе указывается фактически отработанное с коллективом время, без указания времени, потраченного на подготовку занятия. Так же заполнятся стр. 8,10,12,14,16,18,22,24.
В данный раздел записываются вид воспитательных мероприятий, его название (например, районный конкурс патриотической песни «Парус надежды») и т.д.
Этот раздел заполняется педагогом на каждом занятии. В соответствии с календарным планом работы коллектива записывается тема занятия, количество отведённых часов и ставится подпись. Обязательно отмечаются отсутствующие (буквой «н»). Напротив фамилий присутствующих членов коллектива никаких пометок не ставится.
Учёт проводимых занятий необходимо вести регулярно. Дату проведения занятия и тему занятия необходимо записать в начале занятия, а количество отработанных часов и подпись руководитель коллектива заполняет только после занятия.
Если педагог не проводит занятия по уважительной причине (отпуск, больничный лист, социальный отпуск), то делается соответствующая запись в содержании работы. Например, «с 5.10.06 по 12.10.06 – больничный лист №632819МС». В графе Учёт посещения занятий запись не делается.
В случае переноса занятия по заявлению педагога и согласно приказу о переносе занятия, дата проведения занятия проставляется по факту.
Занятия по мерам безопасности
В данном разделе ведётся учёт работы педагога по проведению обучения правилам безопасного поведения, направленной на предотвращение несчастных случаев и профилактику травматизма. Эта работа должна проводиться ежеквартально, на первом занятии при изучении раздела программы. Роспись членов коллектива не требуется.
Замечания, предложения по ведению журнала
Заполняется лицами, проводившими проверку работы кружка, указываются дата проверки, замечания и предложения по работе кружка или ведения педагогом документации кружка.
Журнал планирования и учёта работы кружкового объединения должен быть у педагога дополнительного образования на каждом кружковом занятии. Журналы должны храниться в кабинете в специально отведенном месте или учительской.
Приложение 1
Образец заполнения журнала планирования и работы кружка «Гобелен»
I. Цели и задачи кружка
Цель: воспитание творческой личности средствами декоративно-прикладного искусства
Задачи:
§ дать учащимся знания по истории возникновения гобелена, развития ручного ткачества;
§ познакомить с различными техниками и приёмами плетения;
§ научить технологии изготовления гобелена;
§ развивать образное мышление, фантазию, мелкую моторику рук;
§ воспитывать аккуратность, трудолюбие;
§ прививать художественный вкус, приобщать учащихся к народным традициям;
II. Организационная работа
Подготовка рекламной тетради
Участие в рекламной кампании с целью набора детей в кружок.
Выход в школы района с целью рекламы деятельности кружка и набора детей
Подготовка кабинета к началу учебного года
Подготовка наглядных пособий и дидактических материалов Оформление документации педагога дополнительного образования
Проведение организационного собрания
Составление отчёта о деятельности кружка за учебный год
III. Воспитательная работа
Проведение воспитательных мероприятий:
викторина «Здоровым каждый быть обязан!» (октябрь),
беседа «Я и моя семья» (март),
диспут «Человек и природа» (апрель) и т.д.
Организация поход в театр и экскурсий:
Проведение дней именинника (раз в четверть)
Участие в мероприятиях, мероприятиях (по плану)
IV. Связь с общественностью, учебными заведениями, школой
1. Проведение родительских собраний
2. Проведение открытых занятий для родителей
3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс через организацию участия их в подготовке и проведении мероприятий, праздников, оформлении персональных детских выставок
4. Организация совместного похода выходного дня с родителями
V. Методическая работа
1. Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность внешкольного учреждения
2. Изучение новинок методической литературы по направлению деятельности (в течение года)
3. Работа над темой самообразования «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми» (в течение года)
4. Изготовление наглядных и дидактических материалов: …………………(в течение года)
5. Подбор сценарных разработок для проведения воспитательных мероприятий
6. Формирование папки-накопителя сценариев воспитательных мероприятий, проводимых в кружке (в течение года)
7. Подготовка и проведение открытых учебных и воспитательных мероприятий (1 раз в год)
8. Составление плана-конспекта открытого занятия и мероприятия.
Приложение 2
Примерная тематика мер безопасности жизнедеятельности учащихся
1. Вводный инструктаж по мерам безопасности поведения на занятиях кружка, во время перемен (сентябрь)
2. Меры безопасности при работе с инструментами и материалами (по мере необходимости)
3. Меры безопасности при работе на станках (по мере необходимости)
4. Меры безопасности по электробезопасности в учреждении (сентябрь, январь)
5. Меры безопасности по противопожарной безопасности, изучение путей эвакуации при пожаре (сентябрь, январь)
6. Изучение правил безопасного поведения на дорогах (в детских коллективах – в сентябре, и перед каникулами (ноябрь, декабрь, март, май).
7. Меры безопасности «Правила поведения…» (при выезде на экскурсии, прогулки, выездные концерты и т.д.).
Методические рекомендации