Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 3 человека

Допрофильная  подготовка учащихся. Её составляющие

Дата: 29 апреля 2021 в 22:36, Обновлено 4 октября 2023 в 20:57

Допрофильная  подготовка учащихся. Её составляющие

Допрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности учреждения образования, содействующая самоопределению учащихся относительно избираемых ими  профилирующих направлений деятельности. Она рассматривается как система специализированной подготовки учащихся VII-IX классов, апробации нового содержания и форм организации образовательного процесса с учетом потребностей  рынка труда и обеспечения предварительного самоопределения обучающихся.

Допрофильная подготовка – это  первоначальный этап личностного и профессионального самоопределения учащихся.  Ее цель в определенной степени  противоположна цели профильного обучения - не удовлетворение запросов и развитие  способностей личности в какой-либо области познавательной деятельности, а  выявление ее интересов, склонностей, формирование представлений о характере  труда, о мире профессий и возможностей выбора одной из них. Поэтому на данном этапе важны системная работа всех субъектов образовательного процесса, их взаимодействие, четкость и согласованность организационной, педагогической, психолого-педагогической  и информационной деятельности по сопровождению учащихся.

Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т. е. первого профессионального выбора, – одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы для учащихся он был действительно самостоятельным, осознанным и независимым, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Естественно, что учащиеся должны быть психологически подготовлены к этому. Отсутствие у них элементарных представлений об основах осуществления выбора может препятствовать эффективному профессиональному самоопределению в процессе определения профиля  обучения, а в будущем – профессии. Поэтому неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения. Главным условием успешности данной работы выступают полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность  их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень развития самосознания.

В связи с этим целью психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения  становится  оказание  помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной  траектории и будущей профессии.

Психолого-педагогическое сопровождение способствует актуализации  процесса профессионального и личностного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния, совершенствованию навыков самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут учащемуся в успешной социальной и  профессиональной адаптации.

Приоритетными задачами здесь являются:

- выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в  различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения;

- оказание учащимся психолого-педагогической помощи в формировании представлений о жизненных, социальных ценностях;

- развитие спектра познавательных и  профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной  деятельности;

- формирование способностей принимать адекватные решения о выборе дальнейшего  направления образования, путей получения профессии;

- оказание психолого-педагогической  и методической помощи педагогическим работникам и родителям  учащихся в вопросах организации и осуществления допрофильной подготовки;

- отслеживание и корректировка (при  необходимости) личностного развития учащихся в процессе обучения;

- формирование у учащихся культуры интеллектуального труда.

Исходя из цели и задач, определяют направления допрофильной подготовки, включающие:

1) развитие у учащихся представлений об образе своего «Я», о мире профессий и современном рынке труда;

2) приобретение учащимися практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;

3) обеспечение успеха в выборе профиля обучения и дальнейшей  профессиональной деятельности.

Данные направления реализуются посредством информационного, профориентационного, психологического сопровождения допрофильной подготовки  учащихся, важную роль в которой играют факультативные занятия как один из видов дифференциации обучения.

Основные составляющие допрофильной подготовки:

Проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими) о целях и задачах допрофильной подготовки, потребностях регионального рынка труда, образовательных возможностях учебных заведений как региона в целом, так и территориально доступной образовательной сети.

Кроме того, целесообразно издание региональных информационных материалов, знакомящих учащихся и родителей со спецификой, особенностями профильного обучения в целом и в различных общеобразовательных учебных заведениях города или района, проведение дней открытых дверей, встреч с преподавателями высших учебных заведений, представителями различных профессий.

Проведение анкетирования учащихся 8-х классов с целью предварительной диагностики их образовательных потребностей.

На основании результатов диагностики учащихся в каждом общеобразовательном учебном заведении выстраиваются индивидуальные модели допрофильной подготовки, составляются перечни факультативов.

Организация углубленного изучения предметов на дифференцированной основе в целях формирования у учащихся стойкого интереса к предмету, развития их способностей.

Углубленное изучение отдельных предметов осуществляется только по программам и учебникам, допущенным Министерством образования РБ.

II этап (обучение в 9 классе);

III этап (по окончании 9-го класса).

Основные составляющие:

Проведение анкетирования учащихся 9-х классов в начале учебного года, целью которого является изучение изменений в образовательных потребностях учащихся, внесение своевременных корректив в индивидуальные модели допрофильной подготовки, в перечень факультативов.

Составление индивидуальных предпрофильных карт учащихся 9-х классов, в которых, как правило, отражаются результаты диагностики, даются рекомендации по выбору того или иного направления профильного обучения.

Введение факультативов в сочетании с углубленным изучением отдельных предметов.

При организации факультативов, которые составляют основное содержание допрофильной подготовки в классах II ступени, руководителям общеобразовательных учебных заведений необходимо обратить внимание на следующее:

  • перечень факультативов необходимо составить по окончании учащимися 8-го класса на основе ранее проведенной диагностики;
  • программы факультативов могут быть рассчитаны на кратковременный период (четверть, семестр и др.), на их проведение выделяются часы из вариативной части рабочих учебных планов;
  • содержание факультативов должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и формировать интерес у учащихся к освоению того или иного профиля обучения;
  • перечень факультативов должен быть вариативным, их количество - достаточным для возможности реального выбора;
  • учащиеся должны получить представление о различных профильных направлениях, предоставляемых общеобразовательным учебным заведением, и в течение учебного года иметь возможность, в соответствии с собственными пожеланиями, посетить соответствующие профили.

Информационное педагогическое сопровождение представляет процесс информирования учащихся по вопросам возможного выбора ими профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способов деятельности в том или  ином профиле, а также направлений  продолжения обучения в системе профессионально-технического или среднего специального образования. Информационная работа предполагает организованное знакомство учащихся с профессионально-образовательной картой региона, профессионально важными качествами будущего работника, процессом  и условиями принятия профессионального решения; с региональными профессионально-техническими лицеями, колледжами в целях возможного продолжения образования после окончания базовой школы; изучение  условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ; посещение  дней открытых дверей и др.

Профориентационная работа направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, определении путей дальнейшего образования и возможного трудоустройства с  учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование учащихся, в первую очередь IX классов, консультирование, организация «пробы сил» – все эти виды деятельности направлены на оказание им психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в  профильных классах на III ступени в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического или среднего специального образования.

В процессе психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся важным является реализация принципов системности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что позволит избежать фрагментарности проводимой работы, дублирования ее видов и форм.

Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения:

- владеет содержанием преподаваемого учебного предмета на повышенном уровне;

- разрабатывает и реализует индивидуальный         профессиональный  маршрут (занимается самообразованием) с учетом организации допрофильного обучения и профильной  подготовки учащихся;

- осуществляет тактическое планирование по введению профильного обучения на уровне образовательных областей и отдельных учебных предметов;

- проектирует образовательный  процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения и  поддержание творческого начала в деятельности учащихся, развитие  навыков исследовательской деятельности;

- определяет логику преподавания учебного предмета, исходящую из  потребностей и возможностей учащихся конкретного профиля;

- оказывает помощь классному руководителю, учащимся и их родителям в  разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося;

- использует многообразие видов и  форм совместной с учащимися деятельности, электронные образовательные ресурсы в процессе  преподавания учебного предмета;

- осуществляет совместную с учащимися творческую деятельность (проектную, поисковую, исследовательскую), направленную на развитие их  социально значимых личностных качеств;

- осуществляет мониторинг  личностного развития учащихся, прогнозирование трудностей, определение их  причин и путей исправления (упреждающий мониторинг); 

- содействует средствами учебного предмета профессиональному  самоопределению учащихся, поддерживает у них интерес к избранной сфере деятельности;

- развивает у учащихся мотивацию достижения успеха в различных  видах деятельности, в частности в  освоении содержания предмета на  повышенном уровне.

Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя, в первую  очередь призван обеспечить взаимодействие директора учреждения образования  и его заместителей, педагогов-предметников, педагога-психолога, социального педагога, родителей учащихся по психолого-педагогическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. данная система включает просвещение, консультирование, коррекцию, профилактическую работу и  охватывает всех субъектов образовательных отношений.

Работая с классным  коллективом и  каждым учащимся, классный руководитель:

- изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития; выявляет специфику, определяет состояние и перспективы развития классного коллектива;

- выявляет интересы,  склонности, образовательные запросы учащихся; определяет направления образовательной деятельности в условиях профильного обучения;

- оказывает педагогическую помощь каждому учащемуся с целью его  успешной адаптации к особенностям допрофильной подготовки и  профильного обучения;

- устанавливает атмосферу взаимопонимания и доверия в системе «учитель – ребенок – родитель»;

- проводит мониторинг по изучению и выявлению образовательных  запросов учащихся;

- формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение к  образовательной деятельности (учит эффективным приемам учебной  деятельности; поощряет успехи учащихся; оказывает помощь в адекватном применении каждым из них своих индивидуальных возможностей, в  выборе факультативных занятий, профиля обучения; поддерживает у учащихся интерес к участию в  различных видах внеучебной предметной  деятельности; создает условия для развития  познавательных интересов и  нравственных ценностей); 

- развивает у обучающихся  навыки общения;

- проводит системную работу по  профессиональной ориентации учащихся (тематические классные часы; экскурсии на производство; встречи с представителями разных  профессий; посещение учебных заведений региона, выставок;  тематические конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, видеороликов);

- содействует получению учащимися  дополнительного образования посредством вовлечения их в систему кружковой работы (клубы, секции, объединения), организуемую как в  учреждении общего среднего образования, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по месту жительства;

- осуществляет диагностику и оценку готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения как ключевого этапа самообразовательной деятельности;

- проводит групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения учащимися, связанного с выбором профиля обучения;

- ведет карту личностного развития учащихся.

Работа классного руководителя с  педагогами, преподающими учебные предметы в данном классе, включает:

- проведение индивидуальных  консультаций  с педагогами по вопросам успешности учащихся в  овладении  содержанием учебных  предметов;

- оказание педагогам помощи в  изучении личностных особенностей учащихся, их возможностей, интересов и склонностей;

- вовлечение педагогов в проведение  совместных внеучебных тематических мероприятий.

Работа с родителями учащихся направлена на:

- организацию родительского  лектория;

- проведение тематических классных родительских собраний, на которых  рассматриваются вопросы особенностей  организации допрофильной  подготовки учащихся и профильного обучения, значимости взаимодействия учреждения образования и  семьи в выборе ребенком  профессиональной траектории; осуществляется знакомство с образовательной  картой региона, республики, перспективными профессиями и др.;

- налаживание и поддержание связи  семьи и учреждения образования не  только в целях координации  образовательного процесса, но и в профориентационных целях;

- организацию  и проведение совместных тематических профориентационных мероприятий с учащимися и  их родителями;

- привлечение к профориентационной работе родителей учащихся, профессионалов в своей сфере деятельности;

- осуществление индивидуального консультирования родителей по вопросам личностного развития  учащихся, коррекции взаимоотношений  в системе «родитель – ребенок», поддержания и развития у учащихся профессиональных интересов.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.