Допрофильная подготовка учащихся. Её составляющие
Допрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности учреждения образования, содействующая самоопределению учащихся относительно избираемых ими профилирующих направлений деятельности. Она рассматривается как система специализированной подготовки учащихся VII-IX классов, апробации нового содержания и форм организации образовательного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения предварительного самоопределения обучающихся.
Допрофильная подготовка – это первоначальный этап личностного и профессионального самоопределения учащихся. Ее цель в определенной степени противоположна цели профильного обучения - не удовлетворение запросов и развитие способностей личности в какой-либо области познавательной деятельности, а выявление ее интересов, склонностей, формирование представлений о характере труда, о мире профессий и возможностей выбора одной из них. Поэтому на данном этапе важны системная работа всех субъектов образовательного процесса, их взаимодействие, четкость и согласованность организационной, педагогической, психолого-педагогической и информационной деятельности по сопровождению учащихся.
Осознанность выбора профиля обучения (профильного класса), т. е. первого профессионального выбора, – одно из наиболее важных условий успешной профессиональной реализации в будущем. Для того чтобы для учащихся он был действительно самостоятельным, осознанным и независимым, необходима опережающая работа, направленная на формирование механизма принятия решений. Естественно, что учащиеся должны быть психологически подготовлены к этому. Отсутствие у них элементарных представлений об основах осуществления выбора может препятствовать эффективному профессиональному самоопределению в процессе определения профиля обучения, а в будущем – профессии. Поэтому неотъемлемым компонентом в системе допрофильной подготовки являются профориентационная работа с учащимися и психолого-педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения. Главным условием успешности данной работы выступают полноценное психическое и личностное развитие учащихся, сформированность их мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень развития самосознания.
В связи с этим целью психолого-педагогического сопровождения допрофильного обучения становится оказание помощи учащимся в осознанном выборе дальнейшей образовательной траектории и будущей профессии.
Психолого-педагогическое сопровождение способствует актуализации процесса профессионального и личностного самоопределения, формированию адекватной самооценки, коррекции эмоционального состояния, совершенствованию навыков самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут учащемуся в успешной социальной и профессиональной адаптации.
Приоритетными задачами здесь являются:
- выявление интересов и склонностей, способностей учащихся и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения;
- оказание учащимся психолого-педагогической помощи в формировании представлений о жизненных, социальных ценностях;
- развитие спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- формирование способностей принимать адекватные решения о выборе дальнейшего направления образования, путей получения профессии;
- оказание психолого-педагогической и методической помощи педагогическим работникам и родителям учащихся в вопросах организации и осуществления допрофильной подготовки;
- отслеживание и корректировка (при необходимости) личностного развития учащихся в процессе обучения;
- формирование у учащихся культуры интеллектуального труда.
Исходя из цели и задач, определяют направления допрофильной подготовки, включающие:
1) развитие у учащихся представлений об образе своего «Я», о мире профессий и современном рынке труда;
2) приобретение учащимися практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;
3) обеспечение успеха в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Данные направления реализуются посредством информационного, профориентационного, психологического сопровождения допрофильной подготовки учащихся, важную роль в которой играют факультативные занятия как один из видов дифференциации обучения.
Основные составляющие допрофильной подготовки:
Проведение информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями (лицами, их заменяющими) о целях и задачах допрофильной подготовки, потребностях регионального рынка труда, образовательных возможностях учебных заведений как региона в целом, так и территориально доступной образовательной сети.
Кроме того, целесообразно издание региональных информационных материалов, знакомящих учащихся и родителей со спецификой, особенностями профильного обучения в целом и в различных общеобразовательных учебных заведениях города или района, проведение дней открытых дверей, встреч с преподавателями высших учебных заведений, представителями различных профессий.
Проведение анкетирования учащихся 8-х классов с целью предварительной диагностики их образовательных потребностей.
На основании результатов диагностики учащихся в каждом общеобразовательном учебном заведении выстраиваются индивидуальные модели допрофильной подготовки, составляются перечни факультативов.
Организация углубленного изучения предметов на дифференцированной основе в целях формирования у учащихся стойкого интереса к предмету, развития их способностей.
Углубленное изучение отдельных предметов осуществляется только по программам и учебникам, допущенным Министерством образования РБ.
II этап (обучение в 9 классе);
III этап (по окончании 9-го класса).
Основные составляющие:
Проведение анкетирования учащихся 9-х классов в начале учебного года, целью которого является изучение изменений в образовательных потребностях учащихся, внесение своевременных корректив в индивидуальные модели допрофильной подготовки, в перечень факультативов.
Составление индивидуальных предпрофильных карт учащихся 9-х классов, в которых, как правило, отражаются результаты диагностики, даются рекомендации по выбору того или иного направления профильного обучения.
Введение факультативов в сочетании с углубленным изучением отдельных предметов.
При организации факультативов, которые составляют основное содержание допрофильной подготовки в классах II ступени, руководителям общеобразовательных учебных заведений необходимо обратить внимание на следующее:
- перечень факультативов необходимо составить по окончании учащимися 8-го класса на основе ранее проведенной диагностики;
- программы факультативов могут быть рассчитаны на кратковременный период (четверть, семестр и др.), на их проведение выделяются часы из вариативной части рабочих учебных планов;
- содержание факультативов должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и формировать интерес у учащихся к освоению того или иного профиля обучения;
- перечень факультативов должен быть вариативным, их количество - достаточным для возможности реального выбора;
- учащиеся должны получить представление о различных профильных направлениях, предоставляемых общеобразовательным учебным заведением, и в течение учебного года иметь возможность, в соответствии с собственными пожеланиями, посетить соответствующие профили.
Информационное педагогическое сопровождение представляет процесс информирования учащихся по вопросам возможного выбора ими профиля обучения и образовательного учреждения, ведущих способов деятельности в том или ином профиле, а также направлений продолжения обучения в системе профессионально-технического или среднего специального образования. Информационная работа предполагает организованное знакомство учащихся с профессионально-образовательной картой региона, профессионально важными качествами будущего работника, процессом и условиями принятия профессионального решения; с региональными профессионально-техническими лицеями, колледжами в целях возможного продолжения образования после окончания базовой школы; изучение условий приема, особенностей организации образовательного процесса, образовательных программ; посещение дней открытых дверей и др.
Профориентационная работа направлена на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения, определении путей дальнейшего образования и возможного трудоустройства с учетом ситуации на рынке труда. Профильная ориентация и психолого-педагогическая диагностика, анкетирование учащихся, в первую очередь IX классов, консультирование, организация «пробы сил» – все эти виды деятельности направлены на оказание им психолого-педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных классах на III ступени в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического или среднего специального образования.
В процессе психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся важным является реализация принципов системности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что позволит избежать фрагментарности проводимой работы, дублирования ее видов и форм.
Педагог, преподающий в классах допрофильной подготовки и профильного обучения:
- владеет содержанием преподаваемого учебного предмета на повышенном уровне;
- разрабатывает и реализует индивидуальный профессиональный маршрут (занимается самообразованием) с учетом организации допрофильного обучения и профильной подготовки учащихся;
- осуществляет тактическое планирование по введению профильного обучения на уровне образовательных областей и отдельных учебных предметов;
- проектирует образовательный процесс, направленный на максимальную индивидуализацию обучения и поддержание творческого начала в деятельности учащихся, развитие навыков исследовательской деятельности;
- определяет логику преподавания учебного предмета, исходящую из потребностей и возможностей учащихся конкретного профиля;
- оказывает помощь классному руководителю, учащимся и их родителям в разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
- использует многообразие видов и форм совместной с учащимися деятельности, электронные образовательные ресурсы в процессе преподавания учебного предмета;
- осуществляет совместную с учащимися творческую деятельность (проектную, поисковую, исследовательскую), направленную на развитие их социально значимых личностных качеств;
- осуществляет мониторинг личностного развития учащихся, прогнозирование трудностей, определение их причин и путей исправления (упреждающий мониторинг);
- содействует средствами учебного предмета профессиональному самоопределению учащихся, поддерживает у них интерес к избранной сфере деятельности;
- развивает у учащихся мотивацию достижения успеха в различных видах деятельности, в частности в освоении содержания предмета на повышенном уровне.
Педагог, который выполняет обязанности классного руководителя, в первую очередь призван обеспечить взаимодействие директора учреждения образования и его заместителей, педагогов-предметников, педагога-психолога, социального педагога, родителей учащихся по психолого-педагогическому сопровождению допрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. данная система включает просвещение, консультирование, коррекцию, профилактическую работу и охватывает всех субъектов образовательных отношений.
Работая с классным коллективом и каждым учащимся, классный руководитель:
- изучает индивидуальные особенности обучающихся и динамику их развития; выявляет специфику, определяет состояние и перспективы развития классного коллектива;
- выявляет интересы, склонности, образовательные запросы учащихся; определяет направления образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
- оказывает педагогическую помощь каждому учащемуся с целью его успешной адаптации к особенностям допрофильной подготовки и профильного обучения;
- устанавливает атмосферу взаимопонимания и доверия в системе «учитель – ребенок – родитель»;
- проводит мониторинг по изучению и выявлению образовательных запросов учащихся;
- формирует у учащихся эмоционально-положительное отношение к образовательной деятельности (учит эффективным приемам учебной деятельности; поощряет успехи учащихся; оказывает помощь в адекватном применении каждым из них своих индивидуальных возможностей, в выборе факультативных занятий, профиля обучения; поддерживает у учащихся интерес к участию в различных видах внеучебной предметной деятельности; создает условия для развития познавательных интересов и нравственных ценностей);
- развивает у обучающихся навыки общения;
- проводит системную работу по профессиональной ориентации учащихся (тематические классные часы; экскурсии на производство; встречи с представителями разных профессий; посещение учебных заведений региона, выставок; тематические конкурсы рисунков, плакатов, стенгазет, видеороликов);
- содействует получению учащимися дополнительного образования посредством вовлечения их в систему кружковой работы (клубы, секции, объединения), организуемую как в учреждении общего среднего образования, так и в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи по месту жительства;
- осуществляет диагностику и оценку готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля обучения как ключевого этапа самообразовательной деятельности;
- проводит групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения учащимися, связанного с выбором профиля обучения;
- ведет карту личностного развития учащихся.
Работа классного руководителя с педагогами, преподающими учебные предметы в данном классе, включает:
- проведение индивидуальных консультаций с педагогами по вопросам успешности учащихся в овладении содержанием учебных предметов;
- оказание педагогам помощи в изучении личностных особенностей учащихся, их возможностей, интересов и склонностей;
- вовлечение педагогов в проведение совместных внеучебных тематических мероприятий.
Работа с родителями учащихся направлена на:
- организацию родительского лектория;
- проведение тематических классных родительских собраний, на которых рассматриваются вопросы особенностей организации допрофильной подготовки учащихся и профильного обучения, значимости взаимодействия учреждения образования и семьи в выборе ребенком профессиональной траектории; осуществляется знакомство с образовательной картой региона, республики, перспективными профессиями и др.;
- налаживание и поддержание связи семьи и учреждения образования не только в целях координации образовательного процесса, но и в профориентационных целях;
- организацию и проведение совместных тематических профориентационных мероприятий с учащимися и их родителями;
- привлечение к профориентационной работе родителей учащихся, профессионалов в своей сфере деятельности;
- осуществление индивидуального консультирования родителей по вопросам личностного развития учащихся, коррекции взаимоотношений в системе «родитель – ребенок», поддержания и развития у учащихся профессиональных интересов.