Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
По какому из предметов необходимо организовать факультативные занятия в школе?
Всего 44 человека
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 183 человека

Памятка для педагогов: "Признаки семейного неблагополучия"

Дата: 13 октября 2017 в 21:28
Автор: Шестак А. В.

Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.

ОскарУайльд

Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки.

Виктор Гюго

Признаки семейного неблагополучия

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

4. Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).

 Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательно возникновения социального неблагополучия, но указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска семьи (например, семья неполная, многодетная, малообеспеченная).

Механизм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями учащихся используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает классный руководитель, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка,и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

1. утомленный, сонный вид;

2. санитарно-гигиеническую запущенность;

3. склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

4. неумеренный аппетит;

5. задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом;

6. чрезмерная потребность в ласке;

7. проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;

8. проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

9. трудности в обучении.

Признаки физического насилия в семье проявляются:

1. в боязливости ребенка;

2. в выраженном страхе взрослых, в проявлении тревоги в   форме тиков, сосании пальца, раскачивания;

3. в боязни идти домой;

4. в жестоком обращении с животными;

5. в стремлении скрыть причину травм.

Критерии и показатели

социально опасного положения несовершеннолетних

Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего

Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего

1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка

Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей:

своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития (не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др.)

Факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, отказ от ребенка, изгнание ребенка из дома

2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами

Склонение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией

Вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение

Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку

Гипоопека

Запрещение ребенку посещать общеобразовательное учреждение Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия

3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)

Приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ

Родители ведут аморальный образ жизни (злоупотребление алкогольных напитков, хронический алкоголизм, наркомания, проституция,  и др.)

4. Жестокое обращение с несовершеннолетним

Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами их заменяющими, или лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи, нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка

Сексуальное насилие или развращение

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющееся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму

Моральная жестокость (пренебрежение основными нуждами ребенка) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья или развития (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, совершение преступлений); недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, стихийных потрясений

5. Несовершеннолетний, совершающий антиобщественные действия (несовершеннолетний правонарушитель)

Рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий, укрепление асоциальных связей, бродяжничество

Несовершеннолетний уклоняется от учебы, работы

Несовершеннолетний состоит на учете в ИДН

Несовершеннолетний член экстремистской группировки, деструктивной секты

6. Несовершеннолетний, оказавшийся в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации

Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, развода

Проживание несовершеннолетнего в семье с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, чрезмерная занятость родителей, невыносимая нравственная атмосфера (кто-то в семье тяжело болеет, кто-то из родителей лишен родительских прав и др.), низкий уровень образования и профессиональной квалификации родителей

Социальная изоляция несовершеннолетнего, негативное влияние культурных или религиозных факторов

Несовершеннолетний, помещенный в детский социальный приют

Жестокое обращение со стороны сверстников, взрослых

Отрицательное влияние сверстников, взрослых

Жертва торговли людьми – несовершеннолетний, в отношении которого совершались деяния, влекущие ответственность по ст.181 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо другие деяния, направленные на его использование с целью сексуальной или иной эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена статьями Уголовного кодекса (статьи 171, 171-1, 182, 187).

Несовершеннолетний из семьи беженцев

Несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.

Несовершеннолетний, ведущий нездоровый образ жизни

«Уличный ребенок» – несовершеннолетний окончательно не потративший связь с семьей, но предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.