ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 16.05.2022 № 120 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі», в учреждениях общего среднего образования (далее – УОСО) и учебными планами специального образования на уровне общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования от 24.08.2022 № 287, в учреждениях специального образования (далее – УСО) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов, изучающих все учебные предметы на базовом уровне, предусмотрено изучение учебного предмета «Трудовое обучение». В рамках данного учебного предмета в объеме 6 часов в неделю реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Основной целью трудового обучения учащихся III ступени общего среднего образования является предоставление им возможности получить профессиональные умения и навыки, освоить определенную профессию рабочего (должность служащего).
Образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI) – XI (XII) классах может осуществляться на базе УОСО, УСО, учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, образовательные программы среднего специального образования (далее – УССО), учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования взрослых, учреждений дополнительного образования детей и молодежи (статья 255 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
Условно определены три модели реализации профессиональной подготовки на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»:
I модель: организация учебных занятий непосредственно в УОСО (УСО);
II модель: организация учебных занятий для учащихся нескольких УОСО (УСО) на базе одного УОСО (УСО) по принципу межшкольных факультативных занятий;
III модель: организация учебных занятий на базе УССО, учреждений высшего образования, учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений дополнительного образования взрослых (далее – иные учреждения образования).
Приказом Министра образования от 01.06.2023 № 283 «Об организации образовательного процесса по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) в X (XI) – XI (XII) классах учреждений общего среднего и специального образования» определен перечень профессий рабочих (должностей служащих) для реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках часов трудового обучения отдельно для учащихся X (XI) – XI (XII) классов УОСО и УСО, а также утвержден примерный учебный план профессиональной подготовки рабочих (служащих) для разработки учебных планов учреждений образования, реализующих образовательную программу профессиональной подготовки по рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов УОСО и УСО.
Комплексную методическую поддержку всем участникам образовательного процесса обеспечивает учреждение образования «Республиканский институт профессионального образования» (далее – УО «РИПО») (http://ripo.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников).
Изучение учебного предмета «Трудовое обучение» осуществляется по учебным программам профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов, разрабатываемым учреждениями образования на основе:
примерных учебных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов (http://ripo.by / Главная / Допрофессиональная и профессиональная подготовка школьников);
содержания тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик по соответствующим профессиям рабочих (должностям служащих), профессиональных стандартов.
На основании учебных программ, разработанных учреждением образования, подготавливается примерное календарно-тематическое планирование (далее – КТП), утверждаемое руководителем учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих). КТП, как правило, содержит номера и наименования разделов, тем, отдельных учебных занятий теоретического и производственного обучения и выполняемых работ (заданий) во время прохождения производственной практики, количество учебных часов, цель обучения, формы (тип, вид) учебного занятия и формы организации производственной практики, средства обучения и иные компоненты. Структура КТП является примерной и может быть изменена (без искажения его сущности и назначения) по усмотрению учреждения образования, реализующего образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Справка об обучении выдается всем учащимся УОСО (УСО) по завершении освоения ими образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» без дополнительного запроса с их стороны в случаях, когда они не сдали квалификационный экзамен или не были допущены к сдаче квалификационного экзамена по причинам, указанным в Методических рекомендациях по организации и проведению квалификационного экзамена по результатам освоения учащимися X (XI) – XI (XII) классов учреждений общего среднего образования, специальных школ, специальных школ-интернатов образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» (далее – Методические рекомендации).
Типовым учебным планом общего среднего образования в X (XI) – XI (XII) классах на профессиональную подготовку предусмотрено 420 учебных часов (по 6 учебных часов в неделю в каждом классе), которые включают теоретическое обучение, производственное обучение, в том числе и производственную практику в объеме 120 часов.
Для освоения учащимися УОСО (УСО) образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) требуется определение их профессиональной пригодности по медицинским показаниям к осваиваемой квалификации.
Если учащийся имеет медицинские противопоказания или ограничения для освоения образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) по конкретным профессиям рабочих (должностям служащих), реализуемых в учреждении образования, и отсутствует возможность предоставить ему право выбора профессиональной подготовки по иной профессии рабочего (должности служащего), то на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение». Организация занятости учащихся, освобожденных от учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», относится к компетенции руководителей УОСО (УСО).
Реализация образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся УОСО (УСО) в рамках предмета «Трудовое обучение» осуществляется по четвертям в пределах учебного года.
Профессиональная подготовка возможна на протяжении шестидневной рабочей недели. При составлении расписания учебных занятий необходимо обеспечить равномерную нагрузку в течение учебной недели и учебного года, не допускать увеличения продолжительности учебных занятий во все дни недели.
Обращаем внимание, что при проведении занятий в субботу (по всем трем моделям) необходимо предусмотреть организацию питания учащихся в соответствии с законодательством.
Смена осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) может осуществляться на протяжении первой четверти первого года обучения, в исключительных случаях (смена места жительства, наличие медицинских противопоказаний, иное) – на протяжении первого года обучения. В случае отсутствия возможности продолжения обучения по ранее выбранной профессии выбор новой профессии учащийся и его законные представители осуществляют из числа предложенных учреждением образования в пользу наиболее родственной профессии.
В случае объективной невозможности освоить профессию рабочего (должность служащего) за реально складывающийся промежуток времени после выбора новой профессии и сдать квалификационный экзамен с целью получения свидетельства государственного образца учащийся получает справку об обучении.
В случае возникновения объективной необходимости смены учащимся XI (XII) класса осваиваемой профессии при наличии у него в период обучения в Х (XI) классе медицинских противопоказаний или ограничений для освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по конкретной профессии, а также отсутствии их в XI (XII) классе, смене места жительства, иным причинам возможна реализация нескольких вариантов организации образовательного процесса:
вариант I: при реализации в учреждении образования на III ступени общего среднего образования образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по родственной профессии содержание учебных программ учреждений образования, реализующих образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов УОСО (УСО) по данным профессиям на момент перехода отличается не более, чем на 30 %. В этом случае учащийся может продолжить обучение по родственной профессии при ликвидации академической разницы в порядке, установленном учреждением образования, реализующим образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
При условии успешного освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) после выбора новой профессии учащийся может быть допущен к сдаче квалификационного экзамена, по результатам которого может получить свидетельство государственного образца;
вариант II: при отсутствии в учреждении образования на III ступени общего среднего образования подготовки по профессии рабочего (служащего), которую ранее осваивал учащийся, он может быть включен в другую учебную группу (класс), для освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в первый год обучения (Х класс для УОСО (УСО), XI класс для УСО). В этом случае по результатам учебного года в аттестат об общем среднем образовании учащемуся выставляется годовая отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» и выдается справка об обучении;
вариант III: при наличии у учащегося медицинских противопоказаний или ограничений для освоения образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих), реализуемых в учреждении образования и при отсутствии возможности предоставить учащемуся право выбора иной профессии рабочего (служащего) на основании медицинского заключения учащийся освобождается от изучения учебного предмета «Трудовое обучение».
При реализации образовательной программы профессиональной подготовки учащихся на III ступени общего среднего образования УОСО (УСО) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» используется журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X (XI) – XI (XII) классов УОСО (УСО) учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение» (журналы, имеющиеся в наличии, могут использоваться в образовательном процессе).
Прием (зачисление) учащегося X (XI) – XI (XII) классов учреждений общего среднего образования, X (XI) – XI (XII) классов специальных школ для освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов осуществляется на основании его заявления. От имени несовершеннолетнего лица заявление может быть подано его законным представителем (пункт 13 статьи 255 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
При организации трудового обучения по I модели:
1. Приказом руководителя УОСО (УСО) утверждается:
перечень профессий рабочих (должностей служащих), которые будут осваивать учащиеся;
состав групп с указанием класса;
список педагогических работников, которые будут осуществлять образовательный процесс по трудовому обучению.
2. Учебный план УОСО (УСО) должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение». В пояснительной записке к учебному плану необходимо отразить количество групп с указанием профессий рабочих (должностей служащих).
3. Учебный предмет «Трудовое обучение» включается в расписание учебных занятий.
4. В процессе изучения учебного предмета «Трудовое обучение» заполняется журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X (XI) – XI (XII) классов УОСО (УСО) учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», в рамках которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих). Выставляя отметку в журнал, педагогический работник обязан выставить ее в дневник учащегося.
5. В классном журнале по учебному предмету «Трудовое обучение» заполняется только сводная ведомость учета результатов учебной деятельности и поведения учащихся.
При организации трудового обучения по II модели:
1. Руководителями структурных подразделений районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, определяются УОСО (УСО), на базе которых будет организован образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» для учащихся X (XI) – XI (XII) классов других (конкретных) УОСО (УСО) с указанием профессий рабочих (должностей служащих), по которым будет осуществляться профессиональная подготовка.
2. На основании приказа структурного подразделения районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, руководитель УОСО (УСО), из которого учащиеся направляются в другие УОСО (УСО), издает приказ, в котором утверждает:
список учащихся, для которых трудовое обучение будет организовано на базе конкретных УОСО (УСО);
список педагогических работников, которые будут осуществлять контроль за посещением занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», за успеваемостью учащихся, оформлять классный журнал, иное.
3. Учебный план УОСО (УСО), из которого учащиеся направляются в другие УОСО (УСО), должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение».
4. В расписание учебных занятий, утвержденное руководителем УОСО (УСО), из которого учащиеся направляются в другие УОСО (УСО), должен быть включен учебный предмет «Трудовое обучение» и сделана запись о месте проведения учебных занятий.
5. В УОСО (УСО), в котором проводятся занятия по учебному предмету «Трудовое обучение», на каждую учебную группу (учебные группы) заводится журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X (XI) – XI (XII) классов УОСО (УСО) учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение». Выставляя отметку в журнал, педагогический работник обязан выставить ее в дневник учащегося.
6. По итогам каждой учебной четверти, учебного года в соответствующее УОСО (УСО) передается ведомость отметок за учебную четверть, учебный год, заверенная руководителем учреждения образования, на базе которого организовано трудовое обучение учащихся X (XI) – XI (XII) классов.
7. Педагогический работник УОСО (УСО), из которого направлены учащиеся, выставляет в сводную ведомость классного журнала отметки за учебную четверть, учебный год в соответствии с предоставленной ведомостью отметок.
При организации трудового обучения по III модели:
1. Структурным подразделением областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, утверждаются иные учреждения образования, на базе которых будет организован образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» для учащихся X (XI) – XI (XII) классов с указанием профессий рабочих (должностей служащих), по которым будет осуществляться профессиональная подготовка.
2. На основании приказа структурного подразделения областного (Минского городского) исполнительного комитета, осуществляющего государственно-властные полномочия в сфере образования, издаются приказы структурных подразделений районных (городских) исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования. В приказе определяются УОСО (УСО), для учащихся которых будет организовано трудовое обучение на базе конкретного иного учреждения образования с указанием профессий и количества учащихся из каждого УОСО (УСО) в разрезе профессий.
3. На основании приказа структурного подразделения районного (городского) исполнительного комитета, местной администрации района в городе, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, руководитель УОСО (УСО) приказом утверждает:
списки учащихся, для которых трудовое обучение будет организовано на базе конкретных иных учреждений образования;
списки педагогических работников, которые будут осуществлять контроль за посещением учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение», за успеваемостью учащихся, оформлять классный журнал, иное.
4. Учебный план УОСО (УСО) должен содержать учебный предмет «Трудовое обучение».
5. В расписание учебных занятий, утвержденное руководителем УОСО (УСО), должен быть включен учебный предмет «Трудовое обучение» и сделана запись о месте его проведения.
В иных учреждениях образования, в которых проводятся занятия по учебному предмету «Трудовое обучение», на каждую учебную группу (учебные группы) заводится журнал учета результатов учебной деятельности и посещения учащимися X (XI) – XI (XII) классов УОСО (УСО) учебных занятий по учебному предмету «Трудовое обучение». Выставляя отметку в классный журнал, педагогический работник обязан выставить ее в дневник учащегося.
6. По итогам каждой учебной четверти, учебного года в соответствующее УОСО (УСО) передается ведомость отметок за учебную четверть, учебный год, заверенная руководителем учреждения образования, на базе которого организовано трудовое обучение учащихся X (XI) – XI (XII) классов.
7. Педагогические работники УОСО (УСО) выставляют в сводную ведомость классного журнала отметки за учебную четверть, учебный год в соответствии с предоставленной ведомостью отметок.
Предоставленные в УОСО (УСО) ведомости отметок (при организации трудового обучения по II и III моделям) хранятся у классного руководителя до конца учебного года, после чего передаются заместителю директора, курирующему данное направление работы.
При организации трудового обучения по I модели осуществляется подготовка учащихся в одном классе не более чем по двум профессиям (двум группам) в объеме 6 учебных часов в неделю на каждую из профессий (групп): 6 учебных часов на одну группу предусмотрены табличной частью типового учебного плана средней школы (школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), 6 учебных часов на вторую группу выделяются дополнительно в соответствии с пунктом 3 примечаний к данному типовому учебному плану.
При организации трудового обучения по II и III моделям в процессе реализации производственного обучения необходимо осуществлять деление учебных групп на две подгруппы при наличии не менее 8 учащихся в каждой из подгрупп.
Образовательный процесс при реализации образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) по I, II и III моделям для учащихся X (XI) – XI (XII) классов УОСО осуществляется в учебных группах, наполняемость которых не должна превышать 20 учащихся, для учащихся X (XI) – XI (XII) классов специальных школ, специальных школ-интернатов, XI, XI – XII классов углубленной социальной и профессиональной подготовки специальных школ, специальных школ-интернатов для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью – 12 учащихся.
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ
При освоении образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» учащиеся X (XI) – XI (XII) классов проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию с выставлением отметок в баллах.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Трудовое обучение» в X (XI) – XI (XII) классах рекомендуется руководствоваться следующими примерными критериями оценки результатов учебной деятельности (приложение).
Отметка по учебному предмету «Трудовое обучение» за четверть выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных в результате изучения всех тем теоретического обучения, и отметок, полученных на учебных занятиях по производственному обучению, а также при выполнении работ (заданий) во время прохождения производственной практики.
Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных по итогам каждой четверти.
В аттестат об общем среднем образовании выставляется годовая отметка по результатам изучения учебного предмета «Трудовое обучение» в XI (XII) классе, запись об изучении программы осваиваемой профессии рабочего (должности служащего) не производится.
ПРОВЕДЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОГО ЭКЗАМЕНА
Порядок проведения квалификационного экзамена по завершении освоения содержания образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) определяется Правилами проведения аттестации слушателей, стажеров при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, утвержденными постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 05.10.2023 № 367, и Методическими рекомендациями.
Квалификационный экзамен целесообразно проводить до 25 мая года аттестации. Определение сроков и порядка проведения квалификационного экзамена осуществляется учреждениями образования, ведущими профессиональную подготовку учащихся.
Для проведения квалификационного экзамена не позднее чем за две недели до его начала создается квалификационная комиссия в составе не менее 3 человек, утверждаемая руководителем учреждения образования, на базе которого реализуется образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Квалификационная комиссия принимает решение о присвоении учащемуся соответствующего разряда (при его наличии) по осваиваемой профессии рабочего либо о присвоении соответствующей должности служащего.
Положительной отметкой (позволяющей присвоить квалификацию) по результатам выполнения квалификационной пробной работы, так же как и экзамена по результатам теоретического обучения, является отметка не ниже 3 (трех) баллов.
Итоговая отметка за квалификационный экзамен выставляется как среднее арифметическое отметки за выполнение квалификационной пробной работы и отметки по результатам теоретического обучения.
Учащимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен по соответствующей профессии, выдается свидетельство о подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочего (служащего) государственного образца.
ПРОХОЖДЕНИЕ ПРАКТИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Основными задачами производственного обучения являются формирование, закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков у учащихся X (XI) – XI (XII) классов, осваивающих содержание образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих), необходимых для получения профессии рабочего или для работы в должности служащего.
Производственное обучение учащихся организуется и проводится учреждениями образования, реализующими образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов, совместно с организациями – заказчиками кадров и организациями, обеспечивающими прохождение производственного обучения учащимися (далее – организации), во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами.
Производственное обучение состоит из начального, основного и заключительного (производственной практики) периодов.
В начальном периоде производственного обучения осуществляется формирование первоначальных профессиональных знаний, умений и навыков учащихся.
В основном периоде производственного обучения углубляются и расширяются профессиональные знания, умения и навыки учащихся.
Производственное обучение в начальном и основном периодах может проводиться в учебно-опытных хозяйствах, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, центрах компетенций и иных структурных подразделениях учреждений образования, в организациях, в том числе на ученических местах этих организаций.
В заключительном периоде производственного обучения (производственной практики) закрепляются и совершенствуются профессиональные знания, умения и навыки учащихся, как правило, в организациях, а в отдельных случаях – в структурных подразделениях учреждений образования по согласованию с их учредителями.
Производственную практику следует организовывать непосредственно в соответствующих организациях. Вместе с тем производственная практика может также проводиться в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебно-опытных участках и в других структурных подразделениях учреждения образования при их наличии.
Для проведения производственного обучения между учреждениями образования и организациями заключается договор об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X (XI) – XI (XII) классов (далее – договор об организации производственного обучения учащихся).
Сроки и продолжительность периодов производственного обучения устанавливаются учреждениями образования с учетом возможностей организаций и учреждений образования, сезонности выполнения работ.
Содержание производственного обучения определяется учебными программами, разработанными и утвержденными в учреждениях образования, осуществляющих профессиональную подготовку учащихся УОСО и УСО.
Учебные программы заключительного этапа производственного обучения (производственной практики) согласовываются с организациями, на базе которых она проводится.
Формы и методы организации производственного обучения определяются учреждениями образования или организациями, реализующими образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих).
Общее руководство производственным обучением от учреждения образования осуществляют заместители руководителей учреждений образования, мастера производственного обучения учреждений образования.
Непосредственное руководство производственным обучением от учреждения образования во все периоды осуществляет мастер производственного обучения учреждения образования по профессиям рабочих, преподаватель – по должностям служащих.
Темы учебных занятий теоретического обучения отражаются в журнале по 1 учебному часу, темы учебных занятий производственного обучения, как правило, по 2–4 учебных часа.
Учет учебно-производственных работ (заданий), выполненных учащимися в процессе производственного обучения, осуществляется в дневнике учета производственного обучения (производственной практики). Данный дневник используется в обязательном порядке при осуществлении заключительного периода производственного обучения, а также может использоваться и в процессе начального и основного периодов производственного обучения при их организации непосредственно на рабочих местах в организациях.