Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания. В рамках аттестации педагогических работников (далее — аттестация) определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества.
В постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 внесены изменения и дополнения в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101 и утвержденную им Инструкцию о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава). Изменения и дополнения вступили в силу с 31 мая 2017 г.
Пункт 6 Инструкции ранее определял только последовательность присвоения квалификационных категорий по каждой занимаемой должности: присвоение второй -> первой -> высшей квалификационной категории -> квалификационной категории «учитель-методист».
При этом данная последовательность соблюдается при присвоении квалификационных категорий по каждой занимаемой должности отдельно. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 п. 18, п. 19 и п. 20-1 Инструкции.
В настоящее время данный пункт дополнен ч. 2, согласно которой квалификационная категория присваивается педагогическому работнику по каждой занимаемой должности, для которой присвоение квалификационных категорий предусмотрено соответствующей квалификационной характеристикой. Данное уточнение позволяет избежать разночтений в случаях, когда присвоение квалификационных категорий не предусмотрено соответствующей квалификационной характеристикой.
Какие работники не должны включаться в состав аттестационной комиссии?
Внесено изменение в п. 12 Инструкции, которым определяются лица, не включаемые в состав аттестационной комиссиии. Ранее к ним относились педагогические работники:
-
планирующие проходить аттестацию в период полномочий аттестационной комиссии;
-
подлежащие обязательной аттестации в период полномочий аттестационной комиссии.
Теперь к лицам, не включаемым в состав аттестационной комиссии, относятся исключительно педагогические работники, планирующие проходить аттестацию в период полномочий аттестационной комиссии.
Данное изменение связано с тем, что п. 7 Инструкции исключен, т.е. с 31 мая 2017 г. аттестации на подтверждение высшей квалификационной категории, а также квалификационной категории «учитель-методист» не подлежат все педагогические работники, которым присвоены данные квалификационные категории, кроме случаев, определенных ч. 3 п. 5 Инструкции. Таким образом, аттестация на подтверждение квалификационной категории может проводиться лишь в отношении педагогического работника, который:
-
снизил уровень своей работы, а также деятельность которого не соответствует установленным требованиям;
-
имеет перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет.
Исходя из вышеизложенного, а также порядка избрания аттестационной комиссии, определенного п. 14 Инструкции, полагаем, что вышеуказанные педагогические работники не могут включаться в составы аттестационных комиссий из соображений требований к квалификационному уровню членов аттестационной комиссии.
Что изменилось в сроках подачи заявлений в аттестационную комиссию?
Частью 1 п. 17 Инструкции ранее устанавливались как необходимость подачи педагогическим работником, изъявившим желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, соответствующего заявления в аттестационную комиссию, так и предельный срок подачи такого заявления. Напомним, что этот срок устанавливался до 31 марта текущего учебного года. В новой редакции ч. 1 п. 17 Инструкции указанный предельный срок исключен и не регулируется вовсе.
Таким образом, независимо от даты подачи в аттестационную комиссию заявления педагогическим работником, изъявившим желание пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории, аттестационной комиссии необходимо будет принять решение о допуске его к аттестации (отказе в допуске).
Безусловно, данное изменение позволяет реализовать свое право на прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории тем педагогическим работникам, изъявившим желание пройти такую аттестацию, у которых в период позднее указанного срока возникли соответствующие правоотношения либо основания для присвоения той или иной квалификационной категории.
Сколько лет необходимо отработать, чтобы повысить квалификационную категорию?
Уточнено содержание ч. 1 п. 18 Инструкции, которой установлены обязательные условия допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории. Как и ранее, к ним относятся: соответствие полученного образования квалификационным требованиям; наличие стажа работы в соответствии с отдельными нормами Инструкции; освоение содержания образовательной программы повышения квалификации управленческих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
Что же касается требований к наличию стажа работы на должности, по которой аттестуется работник, то в ч. 1 п. 18 Инструкции уточнено, в соответствии с какими нормами п. 19 Инструкции они определяются. Общий подход к определению данных требований установлен ч. 1, 2, 6 п. 19 Инструкции соответственно:
-
претендовать на присвоение второй и первой квалификационных категорий могут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), которые имеют стаж работы на должности, по которой аттестуются, два года, высшей квалификационной категории и квалификационной категории «учитель-методист» — три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж включается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке (ч. 1 п. 19);
-
мастера производственного обучения учреждений образования допускаются к аттестации с учетом стажа работы, определенного квалификационными требованиями (ч. 2 п. 19);
-
допуск лиц, имеющих ученую степень и (или) ученое звание к аттестации на присвоение первой квалификационной категории при наличии стажа работы один год, а высшей квалификационной категории — один год со дня присвоения первой квалификационной категории. Претендовать на первую квалификационную категорию они могут без присвоения второй квалификационной категории (ч. 6 п. 19).
При этом в ч. 1 п. 18 Инструкции уточнено, в каких случаях к требованиям к стажу для целей аттестации допускаются исключения. К ним относятся случаи, которые предусмотрены ч. 3–5, 7 п. 19 и п. 20, 201 Инструкции.
Кроме того, в ч. 1 п. 18 Инструкции допущены исключения и к такому требованию, как освоение содержания образовательной программы повышения квалификации управленческих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством. К таким исключениям относятся случаи, предусмотренные ч. 3–6 п. 19 Инструкции. То есть в этих случаях исключения допускаются не только в части требований к наличию стажа работы на должности, по которой аттестуются, но и освоения содержания образовательной программы повышения квалификации управленческих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.
Изменения и дополнения, внесенные в п. 19 Инструкции, в ряде случаев носят принципиальный характер. Так, отдельно необходимо остановиться на гарантиях в области аттестации лиц, получивших диплом о среднем специальном образовании с отличием, диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя. Ранее соответствующие гарантии не распространялись на лиц, получивших диплом о среднем специальном образовании с отличием.
Теперь относительно самих гарантий. Если ранее указанные лица допускались к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы на должности, по которой аттестуются, один год, то теперь указанный стаж не учитывается вовсе. Таким образом, для указанных лиц достаточно лишь изъявить желание пройти аттестацию на присвоение второй квалификационной категории, и при соответствии полученного образования квалификационным требованиям аттестационная комиссия должна будет допустить их к аттестации. Это хороший мотивирующий фактор
к соответствующим достижениям в обучении.
А если квалификационная категория присвоена за рубежом?..
Отдельно необходимо остановиться на следующем дополнении. В новой редакции п. 19 Инструкции установлены гарантии для педагогических работников, которым квалификационная категория присвоена в зарубежных странах. Ранее такие ситуации вызывали значительные затруднения. Теперь согласно ч. 7 п. 19 Инструкции педагогические работники, которым квалификационная категория присвоена в зарубежных странах, допускаются к аттестации на присвоение той же квалификационной категории без учета стажа работы на должности, по которой они проходят аттестацию.
Какие ограничения сняты?
Изложен в новой редакции п. 20 Инструкции, который дает право педагогическим работникам при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории по занимаемой должности в отдельных случаях претендовать независимо от стажа работы на данной должности на присвоение той же квалификационной категории, которая им была присвоена ранее по другой должности.
Содержание п. 20 Инструкции упорядочено в части снятия ряда ограничений в отношении предоставления права педагогическим работникам пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории на соответствующих условиях. Ранее это можно было сделать только по одной должности. Учитывая то, что случается, когда педагогическим работникам приходится менять свою должность по не зависящим от них причинам, данное ограничение осложняло решение руководителями учреждений образования вопросов педагогической нагрузки и т.д.
Сняты и другие ограничения. Так, ранее присвоить педагогическому работнику ту же квалификационную категорию по должности учителя, которая ему была присвоена по должностям преподавателя, учителя-дефектолога, мастера производственного обучения учреждения образования, можно было лишь при наличии высшего образования по профилям образования «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» или высшего образования и переподготовки по профилям образования «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование». Теперь в данной ситуации достаточно будет руководствоваться нормой ч. 1 п. 18 Инструкции в части такого обязательного условия допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории, как
в целом соответствие полученного образования квалификационным требованиям.
Действующая ныне редакция п. 20 Инструкции дает право педагогическим работникам при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории по занимаемой должности претендовать независимо от стажа работы на данной должности на присвоение той же квалификационной категории, которая им была присвоена ранее по другой должности, в определенных случаях.
Новая редакция п. 20 Инструкции позволила детализировать наличие права претендовать на присвоение соответствующей квалификационной категории педагогическим работникам в зависимости от занимаемой должности.
Кто должен выразить согласие на прохождение работником аттестации?
Целесообразным видится и внесение изменений в п. 20-1 Инструкции, которым определяется порядок допуска педагогических работников к аттестации на присвоение квалификационной категории в исключительный случаях без учета присвоенной ранее квалификационной категории и (или) стажа работы на должностях, по которым они проходят аттестацию. Ранее такой допуск мог быть осуществлен: на присвоение первой квалификационной категории — с согласия начальника управления образования областного исполнительного комитета (председателя комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета); на присвоение высшей квалификационной категории — с согласия Министра образования Республики Беларусь.
Консультационное сопровождение в ГОИРО
!!! ПОМОЩЬ по вопросам аттестации, организационного сопровождения квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории можно получить у методистов по аттестации
Величко Ирины Ивановны, Мазуренко Натальи Константиновны
по тел. 8 (0232) 33 93 42
понедельник с 14.00 до 17.30
четверг с 8.30 до 13.00
Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории
На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и рекомендациями «Методическое обеспечение аттестации педагогических работников» ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком. Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования. Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности. Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности. Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов. Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа. Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость. Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них: инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов; вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социальнопедагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла. Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена. В случае, если педагогический работник набрал менее 5 (пяти) баллов за инвариантную часть и (или) менее 11 баллов за вариативную часть, он не допускается к дальнейшей сдачи квалификационного экзамена. В экзаменационную ведомость вносится оценка «не сдал» Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта. Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в рекомендациях «Методическое обеспечение аттестации педагогических работников». Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16. Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д. Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов. Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла. Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.