УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете
28.08.2021 протокол №1
ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Методическое объединение учителей является основным структурным подразделением методической службы учреждения образования, осуществляющим руководство учебной, воспитательной, методической, инновационной и экспериментальной, внеурочной работой по одному или нескольким учебным предметам.
1.2. Методическое объединение организуется при наличии не менее трех учителей по одному учебному предмету или такого же количества педагогов по нескольким учебным предметам одной образовательной области.
1.3. В учреждении образования могут быть созданы методические объединения классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников и других специалистов.
1.4. Методическое объединение создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя учреждения образования.
1.5. Методическое объединение непосредственно подчиняется заместителю директора по учебной (учебно-воспитательной, учебно-методической) работе, курирующему методическую работу в школе.
1.6. Методическое объединение в своей деятельности соблюдает Конвенцию о правах ребёнка, руководствуется Конституцией и законами Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, указами Президента Республики Беларусь, решениями Правительства Республики Беларусь, органов управления образованием всех уровней, а также уставом, локальными актами учреждения образования, приказами и распоряжениями его руководителя.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
2.1. Основная цель методического объединения заключается в обеспечении потребностей педагогических кадров в профессиональном образовании и непрерывном обучении путем совместного поиска, внедрения лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности, профессионального общения, обмена опытом, определения единых подходов, критериев, норм и требований к оценке результатов деятельности педагога.
2.2. Методическое объединение создается для решения определенных задач, возложенных на учреждение образования:
-
обеспечение профессионального, культурного, творческого роста педагогов;
-
освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности;
-
организация экспериментальной, инновационной деятельности в рамках предмета или предметной области;
-
создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда;
-
изучение и анализ состояния преподавания учебного предмета или группы предметов определенной образовательной области;
-
обобщение эффективного педагогического опыта, его пропаганда и внедрение в практику работы учреждения образования.
3. СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
3.1. В содержание деятельности методического объединения входят:
-
изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
-
анализ авторских программ и методик учителей (при аттестации на квалификационную категорию «учитель-методист»);
-
проведение анализа состояния преподавания предмета или группы предметов одной образовательной области;
-
организация взаимопосещений учебных занятий;
-
обобщение и распространение эффективного опыта педагогов, работающих в методическом объединении;
-
методическое сопровождение учащихся при изучении наиболее трудных тем, вопросов, требующих взаимодействия учителей по различным предметам;
-
организация работы по накоплению дидактического материала по предмету;
-
ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету или группе предметов одной образовательной области;
-
проведение творческих отчетов по профессиональному самообразованию учителей, работе в рамках повышения квалификации, заслушивание отчетов о творческих командировках;
-
организация и проведение предметных недель (декад) в учреждении образования;
-
работа по реализации творческого потенциала учителей.
3.2. Основными формами работы методического объединения являются:
-
заседания, посвященные вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;
-
круглые столы, семинары по учебно-методическим проблемам;
-
творческие отчеты учителей;
-
открытые учебные занятия и внеклассные мероприятия;
-
лекции, доклады, сообщения и дискуссии по использованию методик обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
-
предметные недели (декады);
-
взаимопосещение учебных занятий;
-
организационно-деятельностные игры.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
4.1. Функциональные обязанности руководителя методического объединения:
-
руководитель методического объединения учреждения образования назначается и освобождается от должности руководителем учреждения образования. Руководитель МО должен иметь высшее образование и педагогический стаж не менее 5 лет (предпочтительно);
-
руководитель МО подчиняется руководителю учреждения образования, заместителю руководителя, курирующему методическую работу;
-
в своей деятельности руководитель МО руководствуется нормативно - правовыми документами, указанными в п.1.6 настоящего Положения, трудовым договором (контрактом);
-
руководитель МО работает в режиме ненормированного рабочего дня в соответствии с учебной нагрузкой и данными функциональными обязанностями;
-
руководитель МО планирует работу на каждый учебный год, исходя из задач и основных направлений деятельности, определяемых органами управления образованием и директором учреждения образования.
4.2. Основные направления деятельности руководителя методического объединения:
-
составление плана работы МО на год;
-
координация работы учителей МО по выполнению плана и учебных программ;
-
отслеживание качества профессиональной деятельности учителей;
-
организация повышения квалификации учителей МО через постоянно действующие формы обучения (тематические консультации, обучающие семинары, практикумы, круглые столы, творческие отчеты и т. п.);
-
создание информационного банка данных об учителях МО;
-
проведение предметных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных состязаний, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся и учителей учреждения образования;
-
изучение современных процессов в методике преподавания учебных предметов и выработка на их основе рекомендаций для учителей МО;
-
установление и развитие творческих связей и контактов с аналогичными подразделениями в других учебных заведениях;
-
анализ результатов образовательной деятельности по предметам;
-
организация работы наставников с молодыми специалистами (при наличии до 5-и специалистов в учреждении образования).
4.3. Руководитель методического объединения имеет право в пределах своей компетенции:
-
вносить предложения по совершенствованию профессиональной деятельности учителей;
-
посещать любые мероприятия, проводимые участниками МО, для оказания методической помощи и осуществления систематического контроля за качеством их проведения;
-
получать от администрации учреждения образования информацию нормативно-правового и организационно-методического характера по вопросам образовательной деятельности;
-
обмениваться информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками других учреждений образования;
-
обращаться за консультациями по проблемам образовательной деятельности к методистам, в подразделения научно-исследовательских институтов, к исследователям в интересах совершенствования своей работы;
-
повышать профессиональную квалификацию удобным для себя способом.
4.4. Заседания методического объединения проводятся не реже одного раза в четверть.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
5.1. Члены методического объединения имеют право:
-
выдвигать предложения об улучшении образовательного процесса в школе;
-
ставить вопрос о публикации материалов об эффективном педагогическом опыте, накопленном в методическом объединении;
-
ходатайствовать перед администрацией школы о поощрении учителей методического объединения за активное участие в экспериментальной и инновационной, научно-исследовательской деятельности;
-
рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;
-
выдвигать от методического объединения учителей для участия в конкурсах профессионального мастерства.
5.2. Каждый участник методического объединения обязан:
-
знать нормативные правовые, инструктивно-методические документы Министерства образования Республики Беларусь по вопросам обучения и воспитания, защиты прав несовершеннолетних, организации образовательного процесса, методической работы;
-
руководствоваться в методической работе данным Положением;
-
осуществлять методическую работу в соответствии с планом работы МО на учебный год;
-
исполнять решения, принятые на МО;
-
нести ответственность за результаты и качество своей работы;
-
участвовать в заседаниях методического объединения;
-
стремиться к повышению уровня профессионального мастерства;
-
знать тенденции развития методики преподавания предмета;
-
владеть основами самоанализа педагогической деятельности;
-
своевременно изучать нормативные документы по вопросам организации обучения и преподавания учебного предмета или группы предметов соответствующей образовательной области;
-
активно участвовать в разработке открытых мероприятий (учебных занятий, внеурочных мероприятий по предмету и др.).
6. ДОКУМЕНТАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
6.1. К документации методического объединения относятся:
-
копия приказа директора учреждения образования «Об организации методической работы»;
-
положение о методическом объединении;
-
банк данных об учителях, входящих в методическое объединение;
-
план работы методического объединения на текущий учебный год (планы работы МО за два прошедших учебных года должны сохраняться в бумажном варианте);
-
протоколы заседаний методического объединения;
-
инструктивно-методические письма и аналитические материалы по вопросам деятельности МО, педагогических работников, членов МО;
-
другая информация (материалы из опыта работы педагогов (сценарии, памятки, шаблоны и др.)).
6.2. Анализ деятельности методического объединения представляется администрации учреждения образования в конце учебного года, план работы на год — до проведения первого педагогического совета.