Отметьте, какие из следующих проявлений имеют место у вашего ребенка.
- Часто наблюдаются беспокойные движения кистей и стоп. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
- Не может сидеть спокойно на месте, даже когда это необходимо.
- Легко отвлекается на посторонние раздражители.
- С трудом дожидается своей очереди во время игры или в других ситуациях (занятия в школе, экскурсии).
- На вопросы часто отвечает не задумываясь, не дослушав до конца.
- При выполнении заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
- С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или во время игр.
- Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.
- Не может играть тихо, спокойно.
- Болтлив.
- Мешает другим (например, вмешивается в игры других детей).
- Не слушает обращенную к нему речь.
- Теряет вещи, необходимые в школе и дома (игрушки, карандаши, книги).
- Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на дорогу, не посмотрев по сторонам).
Наличие восьми из перечисленных симптомов позволяет утверждать, что у ребенка проявляется синдром дефицита внимания.
Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются его свойства:
- концентрация (умение сосредоточиться на нужном объекте, способность вникнуть в проблему);
- устойчивость (умение длительно сосредотачиваться на одном объекте);
- распределение (внимание к двум и более объектам и одновременное выполнение действий с ними);
- переключение (переключение внимания с постановкой новой задачи);
- объем (характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов).
Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, надо научить вслушиваться в поток звучащей речи, понимать её, принимать решения, получать результаты, формировать привычку быть внимательным.