Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, педагогу необходимо:
- как можно скорее познакомить ребят друг с другом, помочь им увидеть у каждого своего товарища по классу положительные стороны, показать, что каждый ребенок по-своему ценен и интересен: умеет делать что-то особенное, чем-то увлекается, в его жизни были какие-то интересные события и др.;
- начать сразу же формировать коллектив, создавать доброжелательную атмосферу в классе, организовывать взаимодействие между детьми;
- дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться;
- обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха, самореализации;
- использовать максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха;
- оказывать помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли обучающихся;
- приучать к распорядку дня и соблюдению санитарно-гигиенических норм.
Для улучшения самочувствия детей в период адаптации к школе желательно, чтобы администрация учреждения образования обеспечила:
- обязательные дополнительные прогулки на свежем воздухе в группе продленного дня;
- работу во второй половине дня спортивных секций и кружков, способствующих смене деятельности детей.
Понять, что первоклассник успешно адаптировался к обучению в школе, вам помогут следующие критерии:
- адекватность поведения ребенка;
- вовлеченность в жизнедеятельность коллектива;
- проявление способности к самоконтролю, к соблюдению порядка, к общению со сверстниками и взрослыми;
- терпимое, спокойное отношение ко временным неудачам;
- способность к поиску конструктивного выхода из сложных ситуаций.