Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
•родительские собрания
•общеклассные и общешкольные конференции
•индивидуальные консультации педагога
•посещения на дому
<ins>Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.</ins>
<ins>Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.</ins>
<ins>Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает меро-приятия по заявленной проблеме.</ins>
<ins>Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:</ins>
<ins>•особенности здоровья ребёнка;</ins>
<ins>•его увлечения, интересы;</ins>
<ins>•предпочтения в общении в семье;</ins>
<ins>•поведенческие реакции;</ins>
<ins>•особенности характера;</ins>
<ins>•мотивация учения;</ins>
<ins>•моральные ценности семьи.</ins>
<ins>В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.</ins>
<ins>Анкета «Мой ребёнок»</ins>
<ins>1.Когда он родился, то __________________________________________________</ins>
<ins>2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было ______________________</ins>
<ins>3.О здоровье можно сказать следующее ___________________________________</ins>
<ins>4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы __________________________</ins>
<ins>5.Его отношение к школе было ___________________________________________</ins>
<ins>6.Трудности воспитания связаны с ________________________________________</ins>
<ins>7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ________________________</ins>
<ins>Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.</ins>
<ins>Нетрадиционные формы работы с родителями</ins>
<ins>•тематические консультации</ins>
<ins>•родительские чтения</ins>
<ins>•родительские вечера</ins>
<ins>Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.</ins>
<ins>Примерные темы:</ins>
<ins>1.Ребёнок не хочет учиться.</ins>
<ins>2.Как развить плохую память ребёнка.</ins>
<ins>3.Единственный ребёнок в семье.</ins>
<ins>4.К чему может привести тревожность детей.</ins>
<ins>5.Талантливый ребёнок в семье.</ins>
<ins>Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.</ins>
<ins>Этапы проведения родительских чтений следующие:</ins>
<ins>•на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;</ins>
<ins>•учитель собирает и анализирует информацию;</ins>
<ins>•определяется список литературы по данному вопросу;</ins>
<ins>•изучение литературы родителями;</ins>
<ins>•изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.</ins>
<ins>Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разно-образными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.</ins>
<ins>Примерная тематика:</ins>
<ins>1.Первый год ребёнка, каким он был.</ins>
<ins>2.Каким я вижу будущее своего ребёнка.</ins>
<ins>3.Друзья моего ребёнка.</ins>
<ins>4.Праздники нашей семьи.</ins>
МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (В.В.ПИКАН)
Группы методов
|
М е т о д ы
|
Эмоциональные
|
- Поощрения
- Порицания
- Учебно-познавательные игры
- Создание ярких наглядно-образных представлений
- Создание ситуации успеха
- Стимулирующее оценивание
- Свободный выбор заданий
- Удовлетворение желания быть значимой личностью
|
Познавательные
|
- Опора на жизненный опыт
- Познавательные интересы
- Создание проблемных ситуаций
- Побуждение к поиску альтернативных решений
- Выполнение творческих заданий
- Предъявление заданий на смекалку
- «Мозговая атака»
- Развивающая кооперация
|
Волевые
|
- Предъявление учебных требований
- Информирование об обязательных результатах обучения
- Формирование ответственного отношения к учению
- Познавательные затруднения
- Самооценка и коррекция своей деятельности
- Рефлексия поведения
- Прогнозирование будущей деятельности
|
Социальные
|
1. Развитие желания быть полезным отечеству
2. Побуждение подражать социальной личности
3. Создание ситуации взаимопомощи
4. Эмпатия, сопереживание
5. Поиск контактов и сотрудничества
6. Заинтересованность результатами коллективной работы
7. Взаимопроверки
8. Рецензирование
|
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Основные направления деятельности классного руководителя
<ins>-обеспечение нормального физического здоровья школьников;</ins>
<ins>-решение проблемы общения;</ins>
<ins>-расширение познавательной сферы ребёнка;</ins>
<ins>-повышение воспитательного потенциала семьи.</ins>
<ins>Профессиональные способности классного руководителя:</ins>
<ins>1.Рефлексивно-аналитические способности:</ins>
<ins>-способность анализировать свою деятельность;</ins>
<ins>-способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности;</ins>
<ins>-умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива;</ins>
<ins>-умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития школьника.</ins>
<ins>2.Организаторские способности:</ins>
<ins>-ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат;</ins>
<ins>-планировать работу с теми, кто будет её осуществлять;</ins>
<ins>-разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса;</ins>
<ins>-создать положительную установку на предстоящую деятельность;</ins>
<ins>-использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;</ins>
<ins>-координировать усилия семьи, педагогов в воспитании школьников.</ins>
<ins>3.Коммуникативные способности:</ins>
<ins>-установление контакта и взаимопонимание с каждым ребёнком;</ins>
<ins>-коррекцию межличностных взаимоотношений между детьми;</ins>
<ins>-справедливое решение всех конфликтных ситуаций;</ins>
<ins>-</ins><ins>достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.</ins>
ПАМЯТКА ДЛЯ
УЧИТЕЛЕЙ ПРИ
ОТБОРЕ
КАНДИДАТОВ
НА УЧАСТИЕ В ПРОГРАММЕ ДЛЯ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Настоящая памятка разработана в помощь классному руководителю при отборе кандидатов на участие в программе для одаренных детей. Черты, характеризующие одаренность, разделены на шесть категорий: учебная, творческая, чувство юмора, мотивация. абстрактное мышление (решение задач) и чувствительность. Большинство учеников проявляет некоторые из этих характеристик. Однако потенциально одаренные дети проявляют большинство из этих способностей.
Учебные характеристики
· Справляется с заданиями быстрее своих одноклассников
· Быстpo запоминает фактическую информацию
· Является знатоком в интересующей теме
· Не требует многократного повторения, чтобы выучить предмет
· Имеет продолжительный объем внимания
· Быстро надоедают однообразные задания
· Любит трудные задачи
· Обладает богатым словарным запасом.
· Способен переносить знания от одной ситуации к другой
· Крайне любознателен
· Имеет широкий круг интересов
· Проявляет интересы с опережением возраста
Творческие способности
- Предлагает уникальные ответы на вопросы
- Любит выполнять дела новыми и разными способами
- Способен устанавливать связи между несвязанными идеями
- Сочиняет песни, стихи, загадки или шутки
- Проявляет высокий уровень любознательности по многим вопросам
- Рисует
- Обладает высокой терпимостью к беспорядку
- Создает усовершенствованные изделия
Чувство юмора
· Понимает игру слов и загадки
· Высказывается или рассказывает истории с чувством юмора
· Имеет исключительно чуткий слух ко всему эксцентричному и смехотворному
Мотивация
· Настойчив, упорно выполняет задания
· Приступает к заданию самостоятельно, не дожидаясь указания
· Самостоятельный, независимый ученик
· Может упорно сосредотачиваться на задании долгое время
· Не нуждается во внешних мотивах для выполнения задания
· Проявляет сильную тягу к знаниям, ощущениям, творчеству, осмыслению
Абстрактное мышление
- Задает провокационные вопросы
- Распознает связи, непостижимые для сверстников
- Анализирует причины и следствия
- Любит анализировать и решать сложные задачи
- Использует логику при решении задач
- Делает выводы
Чувствительность
- Интересуется вопросами о том, что такое хорошо и что такое плохо
- Проявляет сочувствие к окружающим
- Возлагает большие надежды на себя и других
- Проявляет сильные чувства и зрелые взгляды